01.04.2020
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Мугинский детский сад»
Конспект ООД
по образовательной
области «Познавательное развитие»
тема: «Лесной десант»
в средней группе (4-5
лет)
Подготовила: воспитатель
Алиева Б.З.
Программное
содержание:
Цель: Формирование у детей
экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Задачи:
Познавательные:
·
Закрепить знания детей об основных правилах поведения в
лесу, правилах безопасности при осуществлении трудовой деятельности в природе.
·
Пробудить у детей познавательный интерес через знакомство
с возможностью использования знакомого детям предмета — магнита в предложенной
ситуации (показать возможность использования магнита, как безопасного средства
трудовой деятельности - возможность собрать мелкие металлические предметы).
·
Развивать наглядно-образное мышление, воображение.
Коммуникативные:
·
Создать условия для успешного продуктивного
взаимодействия ребёнка младшего дошкольного возраста со взрослым и
сверстниками.
·
Развивать умение высказывать свою точку зрения, слушать
ответы сверстников, самостоятельно принимать окончательное решение (предмет
действительно необходим, либо не является в данной ситуации необходимым).
·
Вызвать у детей эмоциональный отклик на совместный
положительный результат, полученный в ходе коллективной деятельности.
Регулятивные:
·
Продолжить формировать умение детей воспринимать
инструкцию педагога.
·
Способствовать развитию произвольности поведения.
·
Воспитывать умение работать сообща.
Материалы: иллюстрации на тему
«правила поведения в лесу», магниты, рукавицы, пакеты для сбора «мусора»,
мелкие металлические детали, элементы «мусора» (коробки от сока, баночки от
йогурта, обёрточная бумага, и др., фонограмма «Пение птиц».
Техническое
обеспечение: интерактивная доска, электронное письмо от лесных жителей, электронная
дидактическая игра «Собери необходимые предметы», магнитофон.
Введение в ситуацию.
Воспитатель: Ребята, на наш
электронный адрес пришло письмо SOS – кто-то нуждается в помощи.
«Дорогие ребята, в нашему сказочном лесу беспорядок, на поляне много
мусора, даже птицы покинули лес, просим у вас помощи!!!»
Лесные жители.
Воспитатель: Да, ребята, что-то случилось серьезное.
Кто-то сильно нарушил правила поведения в лесу. А вы знаете правила поведения в
лесу?
Дети: Да, знаем.
Воспитатель: Вспомним их? (на магнитной доске расположены
3-4 опорные иллюстрации, дети проговаривают изученные на предыдущих занятиях
базовые правила).
Дети: В лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя
разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать
костры, нельзя оставлять мусор и др.
Воспитатель: Здорово! Вы знаете правила поведения в
лесу. А какие деревья растут в Дагестане?
Дети: Сосна, можжевельник кавказский, дуб, орешник, осина, клен,
платан.
Воспитатель: А какие животные живут в
Дагестане?
Дети: Тур, антилопа, рысь,
кабан, барсук, лесной кот, дикая коза, куница.
Воспитатель: Хотите помочь лесным жителям?
Д: выражают своё
мнение
Воспитатель: А вы сможете, ведь в лесу много мусора?
Д: выражают своё
мнение
Воспитатель: А как мы будем помогать?
Д: Мы соберём весь
мусор и вынесем из леса.
Воспитатель: Хотите, я расскажу одну неприятную историю,
которая произошла со мной. Я отдыхала в лесу. На полянке не увидела никакого
мусора и решила походить по травке босиком. Вдруг я почувствовала сильную боль,
поранила ногу вот таким маленьким железным гвоздиком (показывает маленький
металлический винтик). Мусор бывает разный: крупный (бумага, банки,
бутылки) и очень мелким, который не заметен, но очень вредит не только людям,
но и лесным жителям. Они могут проглотить железный гвоздик, поранить лапку.
— Ой, ребята, я очень
волнуюсь за сказочных лесных зверюшек. Мусор представляет для них опасность,
его необходимо собрать и вынести из леса как можно
быстрее. Не будем терять ни минуты! Где наш рюкзак. Да вот он, пойдёмте
собираться.
Дети и педагог
переходят к столу. На нем представлен рюкзак и знакомые детям предметы: пылесос, мяч, пакет,
перчатки, полиэтиленовые пакеты, магнит.
Воспитатель: В рюкзак соберем только важные и необходимые
предметы.
— Выберите предметы,
которые будут нам особенно необходимы для помощи лесным жителям,
наведения порядка в лесу.
Дети предлагают свои
вариант. Принимается каждый вариант. Для каждого названного предмета идёт один
алгоритм рассуждений:
— Давайте подумаем,
как мы будем использовать предмет?
-Это необходимый
предмет для помощи лесным жителям, важный для нас сейчас?
-Принятие
окончательного решения (кладём в рюкзак, либо оставим в детском саду).
При выборе детьми
магнита, предполагается возникновение затруднения у детей в ответе на вопрос:
«Как мы будем его использовать?»
Педагог показывает
детям, каким образом они могут применить магнит.
Воспитатель: Перед вами обычный магнит, но много секретов
в себе он хранит.
— Хотите узнать
секрет магнита?
Педагог предлагает
тарелочку с мелкими железными винтиками (зрительно схожими с гвоздиком который
показал педагог в рассказе о том, какая неприятная ситуация произошла с ним в
лесу), магнит, Подносит магнит к тарелочке с металлическими предметами.
Воспитатель: Ребята, что произошло?
Д: высказывают свою
точку зрения
Воспитатель: Правильно, магнит притягивает к себе
железные предметы (повторно приближает магнит к винтикам).
Воспитатель: Ребята, с помощью магнита, можно собрать
мелкие железные предметы не только дома, но и в лесу. Так магнит – это важный
предмет для сбора мелкого мусора?
Д: высказывают свою
точку зрения, принимают решение класть или нет магнит в рюкзак.
Воспитатель: Все необходимые предметы мы собрали,
отправляемся. Одеваем шапки, куртки, сапоги – Готовы! (педагог показывает
образец движений имитирующих процесс одевания. На фразе «Готовы!» — дети
хлопают в ладоши).
- Друг за другом мы
встаём, в лес на помощь мы идём.
Воспитатель: Рюкзак тяжёлый, наверно его понесёт кто - то
из мальчиков — Пахрудин, помогай!
Психогимнастическая
разминка, направленная на снятие психомышечного напряжения:
— Идём по полю – топ,
топ, топ (дети маршируют, широко размахивая руками, высоко поднимая ноги)
— Идём через болото – чаф, чаф, чаф. (дети, переносят тяжесть тела с
одной ноги на другую, руки приподняты, кисти рук ритмично сжимаются –
разжимаются)
·
Идём по горной тропинке – шур, шур, шур. (дети
размашистыми движениями потирают одну ладошку об другую)
Подходят к полянке, полянка усыпана бутафорским «мусором», на скамейке
рассыпаны мелкие металлические предметы (гаечки, винтики, пуговички, колечки).
Воспитатель: Вот она, лесная полянка, лесные жители
разбежались, и птицы не поют. Грустно, правда, ребята.
Ребенок: И
кто же это все сделал?
Воспитатель: Кто же еще, кроме человека, мог такое
натворить. Но мы сейчас всё
исправим.
Педагог предлагает
достать из рюкзака все необходимые предметы, подготовиться к сбору
мусора (надеть перчатки, взять пакеты для мусора, вооружиться магнитами для
сбора мелкого металлического мусора).
Воспитатель: Достаем из рюкзачка, все необходимое,
одеваем перчатки и приступаем к работе.
Дети самостоятельно
применяют опыт, показанный педагогом на начальном этапе занятия — собирают с
помощью магнита мелкие железные предметы, утилизируют их в пакеты для мусора.
Собирают крупный мусор.
Воспитатель: Как стало чисто, какие вы молодцы!
Включается фонограмма — пение птиц.
Воспитатель: Послушайте и птички вернулись в лес,
обрадовались и запели. Присядем, полюбуемся и немного отдохнём.
Дети садятся на полянку.
Воспитатель: Ребята, получилось у нас помочь лесным
жителям?
Д: высказывают свою
точку зрения (предполагаемый ответ: Да, получилось)
Воспитатель: А почему, получилось?
Д: высказывают свою
точку зрения (ориентировочно: Мы взяли с собой важные предметы, дружно
работали, старались, собрали весь мусор)
Входит Шапокляк (муз.
из м/ф «Чебурашка и крокодил Гена» «Кто людям помогает»), у нее с
собой приемник на всю громкость. Фонограмма — пение птиц замолчала.
Шапокляк: О, сколько здесь детишек. Здравствуйте, ребята, вы меня узнали?
Дети: Да, Шапокляк.
Шапокляк: Вы тоже пришли в лес погулять?
Воспитатель: Нет, Шапокляк, мы пришли по другой причине. Кто ответит Шапокляк?
Дети: Мы пришли помочь лесным
жителям.
Шапокляк: Почему все птицы разлетелись, что случилось?
Может, будет ураган?
Разольется океан?
И затопит все леса.
Воспитатель: Нет,
птицам нужна тишина.
Шапокляк: Ну, какая тишина?
Ведущий: Какая тишина нужна
птицам и почему?
Дети: Птицы боятся шума и
сразу перестают петь свои песни.
Шапокляк: Да, оказывается, шуметь
в лесу нельзя. А что еще нельзя и что можно? Поможете мне разобраться и
запомнить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Шапокляк. Да,
так сразу все и не запомнишь. Но я постараюсь исправиться.
Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
Прости нас, пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберег
И стали вы так редки.
До свиданья, ребята.
Воспитатель: Лесным жителям мы помогли?
Дети: Да!
Воспитатель: Мусор собрали, не будем беспокоить птиц и
зверушек своим присутствием. Пакеты с мусором забираем с собой. Отправляемся в
детский сад!
Психогимнастическая
разминка, направленная на снятие психомышечного напряжения:
·
Идём по горной тропинке – шур, шур, шур. (дети
размашистыми движениями потирают одну ладошку об другую)
·
Идём через болото – чаф, чаф, чаф. (дети, переносят
тяжесть тела с
одной ноги на другую, руки приподняты, кисти рук ритмично сжимаются –
разжимаются)
— Идём по полю – топ,
топ, топ (дети маршируют, широко размахивая руками, высоко поднимая ноги)
Воспитатель: Вот и наша группа.
Понравилось вам помогать лесным жителям?
Д: высказывают свою точку зрения (ориентировочно:
Да!)
Воспитатель: Я с вами согласна ребята,
помогать — делать добро очень приятно!
1-й ребенок: Давайте будем
дружить друг с другом,
Как
птица с небом,
Как поле с лугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
2-й ребенок: Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
3-й ребенок:
Давайте будем беречь планету!
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей вселенной только одна,
Для жизни и дружбы она нам дана!
(Звучит песня
"Подари улыбку миру" сл. О. Сазоновой, муз. АЛ. Варламова.)